Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой.

В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например.

Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях.

Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии.

Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручиваниезакручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как вылечиться от ажитации, ажитированной депрессии?

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой.

Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи.

Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/pochemu-pojavljaetsja-stereotipija-u-detej-i-kak-ee-otlichit-ot-drugih-narushenij.html

Стереотипия у детей — виды стереотипии при аутизме: советы от специалистов ABA

Стереотипиями принято называть любые эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков. Альтернативный термин для обозначения стереотипий – самостимуляция или стимминг, стимы (производная от английских слов stimulation, to stimulate – стимуляция, стимулировать).

Те или иные проявления стереотипного поведения свойственны людям любого возраста и психоэмоционального склада.

К ним относятся такие привычки, как частое бессознательное облизывание губ, почесывание носа, ритмичный стук по столу пальцами или карандашом, качание ногой, наматывание на палец пряди волос и многое другое.

 Симптомы детского аутизма проявляются не только в виде стереотепиии, но именно этот признак является максимально наглядным на первых стадиях.

Стереотипия при аутизме характеризуется патологическим усилением такого повторяющегося поведения до такой степени, что оно становится социально неприемлемым и/или начинает вызывать серьезные трудности в быту, общении, обучении, трудовой деятельности и т. д. Именно этим прежде всего и отличается стереотипия у аутистов (аутистическая стереопатия) от «легкого» стереотипного поведения нейротипичных людей.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Виды стереотипии

Чтобы повторяющееся поведение было отнесено именно к стереотипии, оно должно иметь следующие особенности:

  • быть очень многократно и часто повторяющимся;
  • не выполнять никаких полезных функций социального масштаба (например, оно не может пригодиться при общении с другими людьми). Здесь следует отметить, что при этом стереотипии все же выполняют некоторые функции, необходимые самому ребенку – о них мы расскажем далее.

Основные функции, выполняемые аутистической стереопатией – это коммуникация, саморегуляция и самостимуляция. Однако в тех случаях, когда повторяющиеся действия заметно мешают социальной адаптации либо могут причинить вред самому ребенку, обычно рекомендуется обращение к специалисту для коррекции нежелательного поведения.

Стереотипное поведение иногда наблюдается у аутичных детей уже в младенческом возрасте. Стереотипия у грудничков проявляется в виде однообразных поворотов головы и раскачиваний в кроватке, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев и кистей рук и т. д.

Дети до года, уже умеющие стоять, могут подолгу кружиться вокруг своей оси или раскачиваться на игрушечной лошадке. Ребенок 3 лет и старше может демонстрировать более широкий спектр различных стереотипий.

Рассмотрим их основные подвиды, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра.

Читайте также:  Средний отит - причины, признаки, симптомы и лечение

Двигательная

К двигательным стереотипическим проявлениям относится повторение одних и тех же движений тела:

  • прыжков на месте;
  • бега или ходьбы по замкнутой линии – например, по кругу или по периметру помещения;
  • «маятниковых» раскачиваний головы или всего туловища;
  • хлопков и потряхиваний кистями рук и т. д.

Также к категории двигательных относят и оральные динамические стимы – повторение одних и тех же движений губ, языка (например, постоянно повторяющееся складывание губ в трубочку).

Одной из наиболее нежелательных двигательных стереотипий является привычка постоянно теребить кисти рук, поскольку дети часто расцарапывают их ногтями до крови, нанося себе долго не заживающие раны.

В психологии и психиатрии двигательные стереотипы также рассматривают как признак обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), для которого свойственны навязчивые действия. Однако при наличии диагностированного аутизма не рекомендуется использование препаратов, корректирующих ОКР.

Двигательно-сенсорная

Двигательно-сенсорные или сенсорно-моторные стереотипии связаны с осязательной и чувственной (сенсорной) способностями и могут выражаться в повторении следующих действий:

  • ритмичное постукивание по разным поверхностям различными предметами, пальцами или всей ладонью;
  • постоянное ощупывание поверхностей;
  • кружение вокруг своей оси;
  • прищуривание глаз, особенно при взгляде на любой источник света;
  • рассматривание предметов сквозь пальцы;
  • надавливание пальцами или ладонями на глаза.

Также к этой категории относится и навязчивая привычка перебирать пальцами у лица, в области глаз.

Эмоционально-аффективная

Стереотипические проявления эмоционально-аффективного характера выражаются в повторении каких-либо действий, способных вызвать аффективную (ярко выраженную, интенсивную) эмоциональную реакцию других людей – например, родителей, а иногда и самого ребенка.

Такая стереотипия у детей-аутистов может проявляться разными способами, в том числе и в виде патологической небрезгливости в еде. Ребенок может взять и съесть что-нибудь с пола или из мусорного ведра, нарочно вызывая гнев родителя.

Речевая

Речевые стимы представляют собой бессмысленное повторение отдельных звуков, слов или целых фраз. В некоторых случаях речь идет об эхолалии – повторении услышанного. Например, задав ребенку какой-либо вопрос, можно получить в ответ только точное повторение этого вопроса или его части.

Действия с предметами

Стереотипии этого рода выражаются в повторяющемся взаимодействии с определенными частями предметов или даже нефункциональными элементами игрушек.

Например, ребенок может несколько часов подряд переливать воду или пересыпать песок из одного ведерка в другое, откручивать и прикручивать обратно колеса игрушечной машинки, постоянно наклонять куклу, чтобы у нее открывались и закрывались глаза и т. д.

Стереотипическую природу имеют и некоторые характерные для аутистов нефункциональные привычки и ритуализации – желание гулять всегда одним и тем же маршрутом, одеваться в одну и ту же одежду, есть одни и те же продукты, держать дверь комнаты всегда открытой (закрытой) и т. д. К этой категории относится и активная заинтересованность в какой-либо четко ограниченной сфере – например, выбор компьютерных игр и книг исключительно на одну и ту же тему.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Причины возникновения стереотипии

Присутствие стереотипии у детей с аутизмом рассматривается специалистами как проявление потребности ощущения себя в окружающем пространстве.

То есть стереотипными действиями ребенок неосознанно пытается добиться каких-то конкретных целей, зачастую неочевидных для посторонних людей.

Иногда эти цели могут быть самыми простыми, такими как утоление голода или жажды, а иногда представлять собой желания более высокого порядка – например, необходимость почувствовать себя в безопасности, справиться с тревогой.

Двигательно-сенсорные стимы часто указывают на желание малыша почувствовать осязаемую «обратную связь» как от отдельных объектов, так и от самого себя, собственного тела.

В свою очередь, речевые стереотипии могут быть связаны с желанием поддержать общение, не имея для этого других доступных средств (в т. ч. при проблемах развития речи у ребенка).

Но, поскольку эти попытки выражаются крайне примитивными способами, со стороны они могут казаться опасными, пугая и раздражая окружающих.

Использование стереотипических повторений помогает аутисту восстанавливать свой психоэмоциональный баланс, успокаивать себя, приводить в порядок свой необычный внутренний мир. Глазной контакт при аутизме у детей может отсутствовать.

На сегодняшний день причинами возникновения стереотипий у людей с расстройствами аутистического спектра принято считать такие факторы, как:

Чрезмерная стимуляция

Стереотипии становятся своеобразным ответом на избыток внешних раздражителей, помогая аутичному ребенку «заглушить» поток лишней сенсорной информации извне, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок.

Недостаточная стимуляция

В этом случае аутистическая стереотипия возникает из-за дефицита сенсорной информации у гипочувствительных детей.

При помощи стереотипического поведения ребенок «добывает» дополнительные стимулирующие ощущения, даже если это боль от многократного ударения головой о твердую поверхность или вспышка гнева матери, направленная на ребенка. Как правило, справиться с этим помогает метод сенсорной интергации.

Уменьшение боли

Существует теория, что в процессе стереотипного повторения аутистами определенных действий, в их организме высвобождаются бета-эндорфины, действующие как обезболивающее или даже способные вызывать удовольствие. Таким образом, даже повторяющееся битье себя по голове или телу может быть направлено на уменьшение какой-либо другой физической боли.

Управление эмоциями

Вызывать «обострения» стереотипного поведения у аутичных детей способны как негативные, так и позитивные эмоции. Но, например, если ребенок может выражать радость повторяющимися прыжками на месте или тряской ладонями, то реакция на нечто разозлившее его может выразиться в усилении стереотипии до разрушительных проявлений, опасных для самого ребенка и окружающих.

Саморегуляция

Саморегуляционные стереотипии возникают из уже упоминавшейся выше необходимости у ребенка успокоиться, почувствовать себя в безопасности (по аналогии с тем, как многие груднички сосут большой палец, засыпая). Так, некоторые аутисты могут прикрывать ладонями уши, чтобы отгородиться от раздражающих звуков в периоды не только бодрствования, но и сна.

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов

Аутистическая стереотипия часто затрудняет и без того непростой процесс обучения и к тому же мешает общению, негативно влияя на социальное взаимодействие малыша. Поэтому ни в коем случае нельзя позволять аутичному ребенку «стимить» постоянно – это может привести к его полному отгораживанию от реальности, сопровождаемому такими проблемами, как:

  • ограничение способности адаптироваться к условиям жизни, возникновение социальной и бытовой дезадаптации;
  • затормаживание общего процесса развития.

При этом жестко пресекать стереотипическое поведение нельзя, ведь оно так или иначе необходимо для личного комфорта малыша. Таким образом остается единственный выход – уменьшать проявления стереотипии, особенно если они мешают обучению и/или наносят физический вред.

Чтобы сократить время, которое аутист уделяет стереотипиям, параллельно развивая его коммуникативные навыки, примите следующие меры:

  1. прохождение полного медосмотра. Обследование позволит исключить или подтвердить и вылечить физические нарушения, на которые ребенок «жалуется» посредством стимминга;
  2. создание комфортной сенсорной и психоэмоциональной атмосферы дома. Домашний уют и спокойствие снижают потребность в стереотипичном самоуспокоении малыша;
  3. создание условий для занятий спортом и физических нагрузок. Даже оборудовав дома небольшой спортивный уголок, можно значительно сократить симптомы аутистической стереопатии, поскольку при физнагрузках, как и при стереотипиях, в организме ребенка высвобождаются бета-эндорфины, необходимые для поддержания психоэмоционального баланса;
  4. проведение положительных ассоциаций между стереотипным поведением и социальным взаимодействием. Например, можно разрешать ребенку «постимить» в качестве поощрения за какую-либо совместную работу или игру. То есть, если после эпизода социального общения будет выделяться определенное время для стереотипии, малыш будет мотивирован общаться почаще, а стереотипическое поведение постепенно уменьшится.

Также психологи советуют продолжать активное общение с ребенком даже в случае возникновения у него стереотипий. По мнению доктора Д.

Макдональда, аутичные люди воспринимают реальность через призму ощущений и действий, тогда как нейротипичные – с помощью мыслей и языка. Осознание этого отличия делает стимминг более осмысленным. Д.

Макдональд советует не пресекать стереотипии малыша, а вовлекать его в совместную деятельность, которая со временем войдет у ребенка в привычку, что уменьшит стереотипические проявления.

Кроме того, эффективно справиться со стереотипией помогает присоединение к ней, когда взрослый имитирует повторяющееся поведение ребенка, чтобы установить с ним контакт.

Например, если малыш раскачивается или делает повторяющиеся жесты руками – начните делать это вместе с ним, постепенно добавляя к этому взаимодействию новые элементы, включая функциональные жесты, при помощи которых ребенок смог бы попросить о чем-нибудь или показать, что у него болит.

Суть этой методики состоит в предложении малышу опыта, вызывающего ощущения, аналогичные стереотипии, но при этом такой опыт будет более полезным.

Как лечить стереотипию у детей с аутизмом

Для выбора наиболее эффективной схемы лечения необходимо обратиться к специалисту (детский психолог, дефектолог, невропатолог). Лечить стереотипическое поведение следует комплексно, используя психологическую и педагогическую коррекцию – только таким образом можно привить малышу необходимые навыки самоконтроля и полноценной коммуникации с другими людьми.

В некоторых случаях, особенно если аутистическая стереопатия сильно затрудняет повседневную активность и обучение, может быть назначен и прием медикаментов (седативные препараты, ноотропы, а иногда и нейролептики или антидепрессанты).

В любом случае, необходимо уделять ребенку максимум внимания и стараться выявить причины, по которым возникает стереотипическое поведение, ведь бороться с проблемой гораздо легче, зная «врага в лицо».

Источник: https://aba-kurs.com/stereotipiya-u-detej/

Истерическое расстройство личности: суть, причины, симптомы и коррекция

Люди, стремящиеся постоянно быть в центре внимания, по-детски реагируя слезами и истерикой на запреты и занятость других людей, так же по-детски эгоцентричны. Творческие личности с хрупким внутренним миром и ранимой душой? Или люди с истерическим расстройством?

Суть расстройства

Люди с истерическим расстройством (гистрионное расстройство) выглядят необычно, ярко, театрально. Их поведение и внешность вызывающие, соблазняющие. Они напрашиваются на комплименты.

Любой ценой они хотят оказаться в центре внимания. Про них говорят «отрицательный пиар – тоже пиар».

За невнимание к собственной персоне истерические личности наказывают окружающих раздражением, агрессией и обидой.

Вместе с тем истеричные личности мучаются от нестабильной самооценки. Они стремятся всем угодить, понравиться. Все отношения воспринимают слишком близко, а на все события реагируют очень эмоционально. От этого легко разочаровываются в людях и страдают из-за мелочей.

Окружающие видят их неискренними. Прежде всего, как раз из-за интенсивности эмоций и бурной реакции на пустяковые вещи.

Истерическим личностям свойственно вытеснение. Они выбирают из жизни и событий то, что им нравится и выгодно, что позволит создать драму. Очень часто опускают важные детали. В отношениях такие опущения провоцируют конфликты.

Читайте также:  Эпилепсия у детей: виды, причины, симптомы и лечение

В некоторых научных источниках истерическое расстройство относят к пограничным расстройствам. Ведь в обоих случаях личности отличаются эмоциональной нестабильностью и выраженной зависимостью состояния личности от мнения и оценок окружения. А также в обоих случаях личность способна только на нестабильные и поверхностные отношения.

Причины расстройства

Корни расстройства уходят в детство:

  • Вероятно, родители не замечали ребенка, были заняты работой, а внимание уделяли только при болезни ребенка. Ощущение ненужности и одиночества, неудовлетворенные желания и потребности ребенка выступают предпосылками развития истерического расстройства.
  • Требовательные родители, вынуждающие ребенка заслужить любовь – еще она возможная причина.
  • Еще одним неблагоприятным стилем семейного воспитания, способным повлечь истерическое расстройство, является воспитание по типу «кумир семьи». Потакание капризам ребенка и возведение его личности в культ тоже не идет на пользу.

Симптомы

К основным симптомам истерического расстройства относится:

  • регулярный поиск внимания окружающих;
  • непостоянство в привязанностях, интересах и отношениях;
  • капризы;
  • непреодолимое и неконтролируемое желание быть в центре вынимания за счет восхищения, удивления или жалости (не важно).

Для людей с истерическим расстройством нет ничего хуже равнодушия, потому подойдет даже образ отрицательного героя. В целях привлечения внимания часто используется:

  • экстравагантный и вызывающий внешний вид;
  • хвастовство;
  • ложь;
  • фантазии;
  • придумывание болезней с вполне реальной (психосоматика) демонстрацией симптомов (спазмы, тошнота, удушье, онемение или оледенение конечностей).

Знания и мысли часто носят поверхностный характер, но при этом человек стремится выглядеть лучшим и осведомленным во всем. Из-за этого часто выглядит нелепо и глупо.

А если кого-то ему и удастся заинтересовать первичными «верхушками наук», то это ненадолго. При более близком знакомстве внутренняя пустота дает о себе знать, интерес собеседника пропадает.

Следует отметить, что желание быть замеченной у истерической личности все-таки сильнее желания быть лучшей.

Истеричные личности внушаемы и очень подвержены чужому влиянию. Вся жизнь для них театр, для каждого действия им нужны зрители. Каждое их действие наделено элементами драматизма.

В особую группу выделяют защищающихся, особо чувствительных истероидов. Они тревожны и застенчивы, инфантильны. Их внутренний мир сложен, сами личности страдают от чувства неполноценности и повышенной рефлексии.

Инфантильность и хрупкость проявляется на уровне не только психики, но и физиологии. Однако наивность и откровенность часто бывает наигранной. Внутри оказываются личности с железной хваткой и жизненной изворотливостью.

Своей слабостью и капризами они манипулируют людьми.

Поведение часто носит театральный характер, культивируется принадлежность к полу. Вероятно, фраза «Я женщина, меня нужно добиваться. Мне нужно внимание. Я могу капризничать» часто относится к личностному расстройству. Ведь как раз у женщин чаще встречается данная патология.

Вероятность развития истерического расстройства у женщин выше при условии, что в юном возрасте девушке удалось преодолеть проблемы в межличностных отношениях за счет театрального поведения. Тогда подобное поведение и могло закрепиться как стереотип.

Диагностика

Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Диагностируется истерическое расстройство при наличии минимум 4 из следующих признаков:

  • показное и театральное поведение, преувеличенное выражение чувств (например, рыдание взахлеб, широкие объятия, поклоны);
  • внушаемость и легкость попадания под влияние извне (люди или ситуации);
  • частая смена пессимистического и оптимистического состояния;
  • регулярный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, которая позволит быть в центре внимания;
  • неадекватная демонстрация и подчеркивание сексуальности (принадлежности к полу) во внешности и поведении;
  • выраженная озабоченность внешней привлекательностью.

Лечение

В коррекции расстройства себя положительно зарекомендовали методика ассертивного поведения (независимость состояния от оценок и мнений окружающих, ориентация на самого себя), когнитивное реструктурирование (изменение негативного и деструктивного мышления, влекущего опасное поведение, на позитивное и продуктивное мышление), развитие социальных навыков, обучение методам решения проблем (выход из трудных жизненных ситуаций). Иногда используется медикаментозная терапия, но для коррекции смежных заболеваний и последствий, например, депрессии.

Психологическая помощь заключается в поддержке истерической личности. Но поощрять нужно только социально-приемлемые формы поведения. Нужно поддерживать артистизм личности, но при этом постепенно избавлять ее от комплекса бога. Внимание, понимание и регулярная оценка (похвала) важна для истерической личности.

Нужно понимать, что люди с истерическим расстройством не реагируют на просьбы и советы, потому нужно аккуратно переключать их внимание на другое дело, тем самым отвлекать от негативных переживаний.

Люди с истерическим расстройством избегают ситуации неудачи и фрустрации. Но именно на ошибках строится жизненный опыт. Потому важно научить принимать поражения и преодолевать трудности. Со стороны близких важно оказывать поддержку и дарить внимание, в том числе в ситуации неудачи, чтобы постепенно они нормально воспринимались больным.

Послесловие

Истерической личности всегда будет мало внимания, ей всегда нужны доказательства любви. Но парадокс в том, что насыщение не наступит никогда.

Постепенно накопится недовольство, и на близких людей посыпятся угрозы и агрессия.

Во избежание этого нужно помочь личности научиться выражать свои потребности и желания, неудовлетворенность и несогласие сразу, прямо говорить о них, а не устраивать истерики и «угадайки».

В зависимости от интересов личности нужно найти то увлечение, которое будет удовлетворять потребность во внимании. Например, во многих видах спорта стремление быть лучшим и оказаться в центре внимания пойдет на пользу. Конечно, эгоцентризм истерической личности и сама суть командной работы будут часто входить в противоречия, но именно истерические люди могут расшевелить команду.

Истерическое расстройство может быть выражено в разной степени. В некоторых случаях оно остается на уровне акцентуации. Помочь истерической личности способен любящий и терпеливый, а главное психологически грамотный человек, знающий особенности истерических проявлений.

Источник: https://psychologist.tips/2534-istericheskoe-rasstrojstvo-lichnosti-sut-prichiny-simptomy-i-korrektsiya.html

Стереотипия: так ли страшен зверь?

Услышав, как на площадке ребенок пяти лет выкрикивает «баобаб» в десятый раз подряд, мы машинально думаем: «С ним явно что-то не так».

Действительно, наличие «странных» повторяющихся актов поведения, видов деятельности и специфических интересов является одним из трех главных диагностических признаков аутизма (МКБ-10, DSM-V). В литературе и на практике встречается множество примеров вмешательств, нацеленных именно на эту особенность РАС.

Вместе с тем стереотипии также характерны для людей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, поздней дискинезией, двигательными расстройствами, в том числе для условно здоровых, с точки зрения современной психиатрии, взрослых представителей населения.

В ряде исследований обнаружили, что нормотипичные дошкольники на определенном этапе развития (6-24 месяца) склонны демонстрировать так называемые первичные стереотипии: схожее, но не такое частотное и длительное поведение, что и их сверстники с РАС.

Также среди взрослых есть те, кто привычно постукивают ногой от нетерпения, щелкают пальцами, чешут затылок или подбрасывают мячик, обдумывая что-либо, наконец грызут ногти или курят, переживая трудные моменты жизни. Поэтому сам факт стереотипии при диагностике не так критичен: важно, насколько это поведение выбивается из возрастных и социальных рамок.

Стереотипия часто формируется еще во младенчестве (до двух лет) и проявляется разнообразными повторяемыми устойчивыми социально нефункциональными движениями, действиями с предметами, позами и издаваемыми звуками, звукосочетаниями, словами и репликами.

Обычно возникает в моменты, когда ребенок возбужден, выглядит уставшим, ему больше нечем себя развлечь или он испытывает стресс.

Многие это несколько ошибочно именуют «стимингом», полагая, что такое поведение всегда аутостимулятивно и направлено на получение приятных ощущений.

Внешне стереотипия может выражаться довольно просто или, наоборот, выглядеть замысловатым ритуалом.

Примеры:

  • Покачивание всем телом;
  • Кручение вокруг своей оси;
  • Марширование на месте;
  • Подпрыгивание;
  • Поглаживание себя;
  • Царапание собственной кожи;
  • Потряхивания, взмахи, хлопки и верчение руками;
  • Манипуляция объектами в поле периферийного зрения;
  • Хождение на цыпочках;
  • Бег по кругу;
  • Скрещивание ног;
  • Рычание;
  • Выстраивание цепочек из объектов;
  • Однообразные бессмысленные действия с игрушками;
  • Расправление складочек на одежде;
  • Немедленная и отложенная эхолалия;
  • Подкидывание предметов;
  • Покусывание авторучки;
  • Удары головой о поверхности;
  • Рисование повсюду дорожного знака «проезд закрыт»;
  • Заплетание косичек у всех кукол;
  • Рассказывание всем подряд состава пены для бритья;

Важно отличать стереотипии от других похожих явлений, например, от моторных тиков. И первые, и вторые возникают с некоторой степенью периодичности и ухудшаются в стрессовых ситуациях и при эмоциональном возбуждении, более того они могут сочетаться друг с другом.

Однако тики развиваются в более позднем возрасте (не ранее 5-7 лет), изменчивее в топографии (внешних проявлениях), лишены ритмичности, возникают внезапно и так же неожиданно пропадают, в том числе во сне, часто ассоциируются с дискомфортом.

Если от стереотипной активности можно отвлечь с помощью других стимулов, то тики человек пытается подавить сам, в том числе прибегая к медикаментозной терапии.

Одно дело, когда ребенок быстро моргает, намеренно глядя на яркий потолочный свет, другое ─ когда у него дергается глаз и он явно пытается это прекратить, сжимая пальцами веко. При малейших подозрениях на последний вариант следует обратиться к профильному врачу (неврологу) в целях дифференциальной диагностики.

Еще раз обозначим, что стереотипии:

  • Внешне многообразны: сложные и простые; вербальные и невербальные; включают мелкую и(ли) крупную моторику; действия, направленные на объект или на самого субъекта;
  • Возникают многократно и сохраняются как минимум один месяц;
  • Обладают устойчивой и ригидной топографией (отсутствует гибкая подстройка под изменяющиеся условия среды);
  • Как правило, социально не приемлемы.

Ученые выдвигают несколько гипотез о причинах развития стереотипий. В рамках ПАП (Rogers and Ozonoff, 2005) считают, что моторные стереотипии относятся к оперантным видам поведения и подкрепляются средовыми обусловленностями.

В большом массиве работ говорится об автоматическом подкреплении: иными словами, сама по себе реакция доставляет удовольствие или же избавляет от неприятных ощущений (например, «чувства тревоги»).

Все же, современные исследования показывают, что «аутостимуляция» и «стереотипия» не синонимичные понятия и подчеркивают значимость оценки поведения с точки зрения её функциональной нагрузки. Одно и то же на вид поведение может поддерживаться различными факторами.

Так, например, ребенок может кусать себя за руку, чтобы получить легкие болевые ощущения или же с целью обеспечить покупку приглянувшегося лакомства в магазине.

Рассмотрим основные как социальные, так и «несоциальные» средовые факторы, которые чаще всего выступают переменными в ходе функциональной оценки стереотипного поведения:

  • внимание от окружающих (похвала, комментарии, взгляды, объятья);
  • избавление от требований (избегание или уход от различных ситуаций: сложных задач, взаимодействия со сверстниками и т.п.);
  • аутостимуляция;
  • получение желаемых объектов (еды, игрушек сестры, прогулки и т.д.);
  • прекращение неприятной стимуляции (боли, зуда, громких звуков и т.п.);
  • различные комбинации уже перечисленного;
Читайте также:  Целиакия у детей: причины, признаки, симптомы, лечение

Таким образом, мы не можем заранее предполагать, что поведение «раскачиваться на стуле» объясняется исключительно приятным сенсорным опытом. Поспешная гипотеза приведет к неэффективности выбранных мер.

Прежде чем поставить задачу по устранению стереотипии и затеять сложное вмешательство, рекомендуем учесть ряд аспектов:

  • Возраст ребенка и уровень его интеллектуального развития;

Чем старше ребенок, тем вероятнее, что стереотипия несет больше рисков, связанных со здоровьем и социальной адаптацией. Всё это оправдывает выдвижение мешающего поведения в качестве мишени для коррекции.

Когда же ребенок маленький (и не особо выделяется на фоне сверстников полутора-четырех лет), имеет смысл обратить внимание на потенциальные дефициты, способствующие формированию стереотипий: каковы навыки разделенного внимания, коммуникации и имитации, развита ли игровая и досуговая деятельность? Стереотипия, как и простейшие организмы, для размножения которых не требуется особых условий существования, легко обнаруживает пустующие поведенческие ниши и занимает место более развитых форм.

  • Частота и другие характеристики стереотипии;

Если ребенок вовлекается в стереотипную активность настолько часто, что едва ли остается время на что-то другое, верным решением будет направить усилия на снижение её частоты. Однако последнее уже не так актуально, когда, допустим, некая Маша полчаса перед сном развлекается тем, что туда-сюда проматывает видеоряд «Ну, погоди!».

Поведение с применением выраженной физической силы также подлежит вмешательству.

Ребенок гладит себе ноги до появления синяков или бьется головой о твердые поверхности до пятен на лбу? Это самоповреждающая практика.

И здесь не может быть никаких сомнений: действуйте! Как и в ситуации с другими особо проблемными видами поведения: проконсультируйтесь с медиками и другими специалистами, прошедшими соответствующее обучение.

  • Переключаемость на другие занятия;

Насколько легко прервать эпизод стереотипии на длительный срок? Длится ли она часами, несмотря на все попытки перенаправить ребенка на другие виды деятельности? Как вообще обстоят дела с переключением и распределением внимания? Некоторым детям достаточно устного замечания или частичной физической помощи. Другие игнорируют просьбы прекратить или отвечают агрессией. Всё это должно быть учтено при планировании вмешательства.

  • Уровень опасности для ребенка и окружения;

Имеются в виду стереотипии, направленные на самого человека и причиняющие тому объективный вред, а также те, которые угрожают здоровью окружающих. Например, ребенок ходит по комнате и скидывает на пол все бьющиеся объекты или балансирует на шатких конструкциях. Такие стереотипии не стоит недооценивать.

Однако, если присутствует ряд других более рисковых и едва ли контролируемых видов поведения (побеги, поедание несъедобного и т.п.), следует сосредоточить вмешательство именно на них, пока отложив работу с относительно безопасными стереотипиями.

  • Критичность для пребывания в развивающей среде;

Есть разница между Вовой, чей боевой крик регулярно оглушает одноклассников, и Петей, который тихонько на перемене пересчитывает потолочные светильники.

Первый срывает уроки, второй совмещает обучение с любимым времяпрепровождением.

С позиции воспитателя или учителя резонно указать, что пребывание в группе затруднено, когда, несмотря на их попытки занять ребенка, тот каждые пять минут подходит к детям и больно сжимает им руки.

Стоит также задать вопрос: является ли конкретная среда (будь то класс или занятия физкультурой) развивающей для Вовы и Пети? Достаточно ли она структурирована и оборудована, имеются ли мотивационные стимулы и подготовленный персонал? И реально ли скорректировать поведение в той среде, откуда поступил запрос.

  • Значимость в качестве преграды для обучения.

Стереотипия может негативно сказываться на разнообразии поведенческого репертуара и препятствовать освоению нового. Для ориентирования в этом вопросе в тестировании VB-MAPP (Сандберг, 2008) даже приводится отдельная шкала «Аутостимуляции» в разделе «Оценка преград обучения».

Так или иначе, не всякая стереотипия вредна. Так, например, некоторые исследователи сообщают, что невербальные стереотипии скорее препятствуют овладению речевых и игровых навыков, чего нельзя утверждать про вербальные (Sherer and Sheibnan, 2005).

Более того, в некоторых случаях аутостимулятивные стереотипии вполне успешно (без негативных последствий) используются в качестве мотивационной деятельности при обучении целевым навыкам (Henley, Iwata, Thompson & Lindberg, 2000).

Примером такого подкрепления будет выдавать в награду пластилин, из которого ребенок охотно лепит свои разноцветные колобки.

  • Можно ли подобрать социально приемлемое поведение, которое бы выполняло ту же функцию или же предоставляло конкурентное по силе подкрепление?

В первую очередь речь пойдет о стереотипиях, подкрепляемых автоматически. Далеко не всегда получается предоставить адекватную замену или же убрать подкряющий фактор путем гашения. Например, ребенка трех лет, который любит наблюдать за вращающимися предметами, можно научить запускать юлы и спиннеры. А вот с мастурбацией уже не так легко справиться.

Даже относительно безобидные стереотипии притягивают внимание словно магнитом. Они очевидные «враги». И от этого разрастаются в фигуру: все остальное меркнет, превращается в фон.

Иногда получается так, что бросая абсолютно все силы на борьбу с незаслуженно преувеличенным противником, мы упускаем из вида более значимые области: налаживание сотрудничества и установление руководящего контроля, развитие социальных, коммуникативных, игровых и адаптивных навыков, расширение мотивационной сферы, а также игнорируем по-настоящему проблемные виды поведения.

Поэтому так важно четко ответить на три вопроса:

  • В какой мере стереотипия влияет на качество жизни ребенка?
  • Является ли она существенным барьером для обучения?
  • Этично ли делать ее основной целью вмешательства?

Если вы приходите к выводу, что коррекция скорее оправдывается удобством окружения, то терапевтические приоритеты стоит пересмотреть в пользу ребенка. При необходимости можно отдельно поработать над поведением значимого окружения: спокойно разъяснить, что ничего страшного и опасного конкретно в этом случае нет; наглядно показать, как следует реагировать в ответ на эпизоды стереотипии.

Источник: https://proaba.ru/stereotype/

Стереотипия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Физиологические. Появляется стереотипия обычно в детстве в виде приступов. Появление приступов возможно при проявлении тревоги, страхов, возбуждения.

 У совсем маленьких детей появление стереотипии как один из этапов в процессе развития контроля движений, а также для самоуспокоения и снятия напряжения и тревожности при эмоциональном стрессе, при тревоге, от недостатка внимания.

У взрослого здорового человека  такие проявления наблюдаются  при повышенном эмоциональном состоянии, например, стресс.

Патологические. Вызваны расстройствами психики, неврологии, при отклонениях в работе ЦНС, при аутистических расстройствах. Такие болезни могут привести к стереотипии:

  • аутизм (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера)         
  • синдром Ретта        
  • шизофрения        
  • синдром Туретта         
  • умственная отсталость         
  • врожденная слепота и глухота         
  • нейроакантоцитоз         
  • синдром Леша—Найхана        
  • обсессивно-компульсивный синдром        
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД)

Симптомы

Стереотипии у здорового взрослого человека будут выражаться в перебирании пальцев, человек может постоянно скрещивать ноги, или наоборот разводить, почесывать ухо, губы прикусывать или облизывать.

 Это состояние у ребенка проявляется в покачивании на месте, сосании пальцев, поворачиванием в разные стороны головы, также ребенок может биться головой о твердую поверхность, волосы закручивать или выдергивать, обкусывать ногти.

В основном это навязчивое состояние проходит к 4-7 годам у большего количества детей, но возможно возникновения стереотипии и в более старшем возрасте.

При патологиях движения имеют более однообразные, ритмичные и стойкие. Это совокупность симптомов, которые выливаются в отдельный синдром, имеющий различные причины. В основном это небольшое количество повторяющихся движений, бывает даже одно, которые усиливаются при стрессовом состояний или могут развиваться в дальнейшем в состояний спокойствия.

Диагностика стереотипии  у ребенка

Посещение детского невропатолога и психолога. Собирается анамнез заболевания и проявление жалоб.

Осложнения

Стереотипия – это состояние, которое спровоцировано рядом болезней. В зависимости от этиологии болезни, на фоне которой появились стереотипии, могут появиться осложнения.

Лечение

При проявлениях стереотипии, обратитесь за консультацией к детскому невропатологу или психологу для назначения лечения. Старайтесь больше проявлять внимания ребенку.

Что сделает врач

От того как будет проходить лечение, все зависит от основного заболевания. Если это патологическая форма стереотипии, то важное значение придаётся психологической и педагогической коррекции, направленных вырабатывание навыков общения, самоконтроля, обучения. Какие либо лекарственные препараты назначаются врачом, то определенным признакам, которые мешают повседневной активности, обучаться.

Назначение седативных препаратов, нейролептиков. Немаловажным значением при лечении имеют сопутствующие симптомы, нарушение внимания, присутствие гиперактивности, при которых назначают нооттропные средства, легкие психостимуляторы, а также антидепрессанты. Здоровому человеку при проявлениях стереотипии для того, чтобы определить, точен ли диагноз стоит обратиться к невропатологу и психологу.

Профилактика

Избегание по возможности стрессовых состояний, соблюдение здорового образа жизни.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании стереотипия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как стереотипия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга стереотипия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить стереотипия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания стереотипия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание стереотипия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/stereotipiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector