Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма.

Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе.

Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Атипичный аутизм у детей

Причины патологии

Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.

Фактор рискаКраткая характеристика
Наследственность У маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии. А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу. Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов
Проблемная беременность Если у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения: маточное кровотечение; беременность с преждевременным родоразрешением;развитие внутриутробной инфекции
Заболевания Очень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Причины возникновения аутизма Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Причины возникновения аутизма. Часть 2

Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.

Формы патологии

Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:

  1. Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
  2. У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).

Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Что такое атипичный аутизм

Отличия классической формы и атипичной

Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:

  • атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
  • классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
  • характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.

Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.

Особенности и симптоматика заболевания

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

О том, что такое аутизм, родители могут узнать из опытного специалиста.

Видео — Что такое аутизм?

Эмоциональное развитие также страдает. Такая форма патологии характеризуется полным отсутствием невербальной коммуникации. То есть, больной со стороны кажется равнодушной и безразличной ко всему окружающему личностью.

Следуют отметить, что дети, страдающие атипичным аутизмом, отличаются высоким уровнем раздражительности, они со сложностью воспринимают окружающую действительность и не могут гибко мыслить.

Внимание! На ребенка легко могут повлиять внешние раздражители (яркий свет, громкий звук), которые приведут к чрезмерно эмоциональной реакции.

Несмотря на различные формы проявления атипичного аутизма, выделяют общую симптоматику:

  • нарушение коммуникабельности (во время коммуникации зрительный контакт отсутствует);
  • нежелание иметь социальные контакты, заводить дружеские отношения со сверстниками;
  • с сильным затруднением усваиваются новые словесные конструкции, а прежние заученные словесные элементы быстро забываются;
  • наблюдаются ярко выраженные проблемы во взаимодействии с окружающими людьми;
  • вся информация, что поступает к больному, воспринимается буквально, без разграничений на смысловую и переносную;
  • невербальное общение (проявление эмоций) также воспринимается очень буквально, а порой и вовсе без понимания;
  • отсутствие умения выражать эмоциональные состояния;
  • полное безразличие к внешнему миру;
  • привычный монотонный образ жизни;
  • погружение в себя;
  • длительное время провождения над непонятным делом (раскладывание и перекладывание каких-либо предметов) без реакции на внешнее окружение;
  • атипичная реакция на что-то новое, особенно, если это звук, запах.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Первые признаки аутизма

Это важно! Признаки аутизма в основном проявляются уже в первые годы ребенка, однако родители долгий период времени могут не замечать этого, считая замкнутость малыша его индивидуальной особенностью. Затем психические нарушения с последующими проблемами взаимодействия в социуме становятся более выраженными, тогда встает проблема лечения заболевания.

Прогнозы для ребенка

Если малышу поставлен диагноз атипичный аутизм, то это еще не значит, что он не сможет нормально развиваться. Несомненно, некоторые отличия в поведении будут заметны, но, несмотря на это ребенок может полноценно учиться в стандартном учебном заведении и находиться в обычном обществе.

К сожалению, действенного метода устранения недуга не существует, в данном случае применяется только симптоматическая терапия. Помимо того, ребенку придется всю последующую жизнь наблюдаться у невропатолога. Таким образом, специалист поможет своевременно выявить период обострения и назначить действенное лечение.

С наглядным поведением детей, страдающих от аутизма, а также комментарий воспитателей, можно посмотреть в видеоролике.

Видео — Аутизм: развитие и социализация

Как проходит диагностика

Классическая форма патологии значительно отличается от атипичного аутизма. Специалистам крайне затруднительно диагностировать данную форму нарушения, поэтому для точной постановки диагноза необходимо провести всестороннее обследование.

Для того, чтобы подтвердить диагноз у ребенка, необходимо заключение нескольких врачей: невропатолога, терапевта, невролога, психиатра, психолога, отоларинголога.

Только после обследования данных специалистов можно предпринимать какие-либо действия по устранению симптоматики.

Бывают случаи, когда родители отрицают присутствие данной патологии у ребенка, объясняя нарушенную речь проблемами со слухом. Но, консультация специалиста и детальная диагностика зачастую опровергают этот факт, и подтверждают неутешительный диагноз.

Справка! Больной ребенок часто погружается глубинно в себя, поэтому реакция, и в особенности восприятие звуков, игнорируется. Поэтому родителям нередко со стороны кажется, что их ребенок страдает плохим слухом.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Аутизм у детей

Проявляться данное расстройство детской психики может по-разному, следовательно, выраженность симптоматики будет варьироваться:

  1. Легкая форма патологии практически незаметна у ребенка, поэтому подтвердить диагноз способны лишь опытные врачи.
  2. Более сложная форма проявляется в виде типичной симптоматикой, которая легко отслеживается внимательными родителями.

Систематическое наблюдение за поведением малыша в разных ситуациях поможет воссоздать полную клиническую картину. Первые проявления обычно замечают именно родители, поскольку копирование психоэмоциональных состояний, поведения и прочей информации у ребенка происходит именно от ближайших родственников.

Осторожно! Если родители заметили странность в поведении малыша, замкнутость от внешнего мира, то рекомендуется проконсультироваться с несколькими специалистами.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Описание атипичного аутизма

Причины возникновения патологического психического расстройства изучены недостаточно, поэтому нет точной схемы устранения заболевания. Специалисты рекомендуют регулярно наблюдаться у невролога и блокировать проявления аутизма с помощью систематической терапии.

Основы лечебной терапии

Терапевтическая тактика, направленная на устранения атипичного психического расстройства на сегодняшний день отсутствует в меру недостаточной изученности проблемы.

Основное лечение основывается на симптоматической блокировке проявлений. Улучшение самочувствия и эмоционального состояния малыша проходят благодаря успешной терапии.

Стоит сделать акцент на том, что терапия потребует особого внимания к пациенту и длительного времени.

Обратите внимание! Родители должны иметь понимание, что забота за ребенком, имеющим некоторые психические расстройства, требует приобретения определенных медицинских навыков.

Специалист определяет ребенку исключительно индивидуальную терапию, которая сможет эффективно помочь устранить тревожную симптоматику и улучшить состояние малыша.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Лечение аутизма

Даже, если у ребенка диагностирована легкая форма патологии, то курс лечения все равно будет длительным. В первую очередь, необходимо проводить с малышом специальные занятия, что включают терапевтические сеансы. Благодаря чему малыш будет идти на поправку.

Это важно! Несмотря на эффективность терапевтических методик, окончательно вылечить атипичный аутизм невозможно. Медицина не имеет действенных препаратов, способных окончательно блокировать психический недуг, как у взрослого, так и у ребенка.

Читайте также:  Парвовирус: причины, симптомы и лечение паровирусной инфекции

Стоит обратить внимание родителей, что профилактических мероприятий по предотвращению атипичного аутизма у малышей не существует. Между тем, если диагноз подтверждается, то терапия является обязательным фактором, который поможет блокировать основные проявления недуга и асоциализироваться ребенку в обществе.

Источник: https://med-explorer.ru/psixologiya/atipichnyj-autizm-u-detej.html

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечениеНарушения в сфере социального взаимодействия – один из признаков атипичного аутизма

Причины и факторы риска

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  1. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
  2. Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  3. Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Возможная причина атипичного аутизма – внутриутробная инфекция

Формы заболевания

В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Симптомы

Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

  1. Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
  2. Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
  3. Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
  4. Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
  5. Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
  6. Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Особенности поведения детей с атипичным аутизмом

Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

  • Врожденные патологии и гениальность: 5 известных савантов
  • Анималотерапия: 6 видов лечения с помощью животных
  • Деструктивное поведение: 8 способов манипулирования окружающими

Диагностика

Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

Лечение

Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Детям с атипичным аутизмом важно обеспечить условия для социальной адаптации

Возможные осложнения и последствия

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Прогноз

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

Профилактика

  1. Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.
  2. Видео с YouTube по теме статьи:

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение Елена Минкина Врач анестезиолог-реаниматолог Об авторе

Образование: окончила Ташкентский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело в 1991 году. Неоднократно проходила курсы повышения квалификации.

Опыт работы: врач анестезиолог-реаниматолог городского родильного комплекса, врач реаниматолог отделения гемодиализа.

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник: https://www.neboleem.net/atipichnyj-autizm.php

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Атипичный аутизм – это психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции.

Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Атипичный аутизм

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС.

Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов.

Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Данная форма встречается при синдроме Мартина-Белла.

Вторая разновидность – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении.

Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.
Читайте также:  Болезнь кошачьих царапин: причины, симптомы, лечение фелиноза

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий.

Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности.

Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор.

При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов.

Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию.

Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть.

У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе.

Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления.

Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения.

Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства.

У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени.

У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия.

Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм.

При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит.

Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии.

Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог.

Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/atypical-autism

Атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
Читайте также:  Криптоспоридиоз у человека: симптомы и лечение

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма

  • иппотерапия;
  • систематические домашние занятия.

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение
Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.
Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

  • При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.
  • baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

Видео — Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм — причины, особенности, симптомы и лечение

Атипичная форма аутизма может отличаться от «классического детского» по двум диагностическим критериям.

Первый — это позднее начало развития заболевания. Обычно атипичный аутизм проявляется в возрасте не младше 3-х лет.

Второй критерий — малое количество симптомов, недостаточное для постановки диагноза детского аутизма. Обычно у детей-аутистов с атипичной формой отсутствуют повторяющиеся бесцельные движения, характерные для аутизма, или нет сложностей в коммуникации с окружающими (обычный ребенок-аутист не умеет общаться, а атипичный аутист просто не проявляет к этому никакого стремления).

Характерные симптомы

Говоря о симптоматике атипичной формы аутизма, нужно выделять две разновидности заболевания: осложненное и не осложненное умственной отсталостью.

Атипичный аутизм без умственной отсталости

  • эмоциональная «холодность», отстраненность от окружающей действительности, безразличие к одобрению или осуждению со стороны взрослых или сверстников;
  • отсутствие любых попыток установить контакт с детьми или взрослыми;
  • на попытки окружающих установить с ним контакт ребенок или остается равнодушным, или впадает в истерику, или пытается убежать;
  • ребенок может подолгу сидеть, ничем при этом не занимаясь, или же наоборот — очень долго выполнять одно и то же действие или движение без понятной цели;
  • скудность речи, отсутствие желания общаться;
  • о самом себе ребенок говорит в третьем лице;
  • стремление педантично соблюдать определенный режим дня или последовательность определенных действий;
  • сильная привязанность к каким-то вещам, предметам.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Симптоматика определяется типом умственной отсталости. При атипичном аутизме возможно четыре формы нарушения умственной деятельности:

  1. Шизофрения детского типа. Сопровождается речевыми отклонениями, бредом, галлюцинациями, кататонией.

  2. Синдром Мартина — Белл. Для этого расстройства характерны своеобразная речь, недостаточное интеллектуальное развитие, нарушение координации движений (прежде всего движения глаз) и мышечная гипотония.

  3. Синдром Ретта. Ребенок (только девочки) в раннем возрасте теряет приобретенные социальные и двигательные навыки, а развитие головного мозга прекращается.

  4. Синдром Дауна, для которого характерны физическая и интеллектуальная недоразвитость.

Причины возникновения

Есть три основные гипотезы о том, почему может развиваться атипичная форма аутизма:

  • осложнения нормального хода беременности (инфекции, интоксикации и т. д.) и проблемы при родах;
  • генные мутации, подобно тому как это происходит при синдроме Ретта, когда нарушения в развитии проявляются не сразу при рождении, а через некоторое время;
  • атипичный аутизм является формой неврологического расстройства, поскольку неврологические симптомы присутствуют более чем у половины больных.

Также в последние годы высказывается предположение, что болезнь является результатом действия сразу нескольких причин в разном их соотношении, чем и объясняется большое разнообразие симптоматики при аутизме.

Лечение и прогнозы

jpg»>

Терапия атипичного аутизма назначается только индивидуально, поскольку значительные отличия комплекса симптомов у разных детей не позволяют выработать универсальную лечебную программу.

Лечение может быть как индивидуальным, так и групповым, принципиального значения это не имеет. Также хорошие результаты показывает иппотерапия.

Клинические прогнозы при таком заболевании неоднозначные. Если аутизм протекает без умственной отсталости, то при условии ранней и упорной реабилитации ребенка удается обучить необходимым навыкам самообслуживания и основам социальной адаптации. При наличии умственной отсталости прогнозы значительно ухудшаются.

Источник: https://osob-deti.ru/autizm/ob-autizme-ras/atipichnyy-autizm/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector