Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Дискалькулию иногда называют «дислексией чисел», что немного вводит в заблуждение. Дислексия относится к трудностям чтения и письма, в то время как дискалькулия имеет отношение к математике.

Важно! По оценкам исследований, от 3 до 7 процентов взрослых и детей имеют дискалькуляцию, основываясь на данных, полученных от немецких учащихся младшего школьного возраста.

Дискалькулия — это нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий.

Дискалькулия выходит за рамки трудностей понимания математики. Это больше, чем совершать ошибки, когда вы добавляете или меняете цифры.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Как определить дискалькулию?

Симптомы дискалькулии могут выглядеть по-разному в зависимости от возраста и стадии развития. Общие симптомы дискалькулии включают в себя:

  • трудность понимания или запоминания математических понятий, таких как умножение, деление, дроби и т. д.;
  • сложность понимания словесных или письменных сигналов (таких как слово «два») и их математические символы и обозначения (число 2);
  • проблемы с объяснением математических процессов;
  • сложность описания последовательности событий или запоминания шагов в математическом процессе.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Что вызывает дискалькулию?

Некоторые исследователи считают, что дискалькулия является результатом отсутствия раннего обучения математике.

Ребенка, которого никогда не учили считать с помощью счётов, или у которого никогда не было умножения с использованием предметов, которые увеличивались в материальных количествах, с большей вероятностью может развиться дискалькулия.

Важно! Дискалькулия может возникать сама по себе или наряду с другими задержками развития и неврологическими состояниями.

Дети и взрослые могут с большей вероятностью получить диагноз дискалькулия, если они имеют:

  • дислексия;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • депрессия;
  • тревожность.

Дискалькулия также может иметь наследственный компонент. Например, если вы выросли с матерью, которая регулярно говорила, что она просто «бесполезна» в математике и в результате не могла помочь вам в изучении математики, есть вероятность, что вы тоже будете с трудом понимать математику.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Диагностика

Дискалькулия диагностируется в несколько этапов.

Сначала врач возьмет информацию о медицинской и семейной истории. Эти вопросы предназначены, чтобы исключить другие возможные диагнозы и убедиться, что нет неотложного физического состояния, которое необходимо устранить.

На следующем этапе взрослые могут быть направлены к психологу, а дети — к группе специалистов по обучению, включая психолога и специалиста по специальному образованию. Они проведут дальнейшее тестирование, чтобы выяснить, имеет ли смысл ставить диагноз дискалькулия.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Лечение

Дискалькулия может управляться с помощью стратегий лечения. Если не лечить, дискалькулия у взрослых может привести к трудностям на работе и проблемы с финансами. К счастью, есть стратегии для детей и взрослых.

Для детей

Специалист может предложить варианты лечения для вашего ребенка в школе и дома. Они могут включать в себя:

  • повторная практика основных математических понятий, таких как подсчет и сложение;
  • сегментирование материала темы на более мелкие единицы, чтобы облегчить переваривание информации;
  • использование небольших групп других детей для обучения математике;
  • повторный обзор основных математических понятий в практических, ощутимых демонстрациях.

Важно! В литературе по лечению дискалькулий отмечено, что показатели успешности стратегий, рекомендованных для лечения дискалькулий, недостаточно хорошо документированы. Лучший план лечения будет учитывать индивидуальные таланты, потребности и интересы ребенка.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Для взрослых

Лечение дискалькулии у взрослых может быть более сложным, если вы не находитесь в обучающей среде с доступными специальными образовательными ресурсами.

Упражнения и учебные материалы, помогут вам укрепить нейронные пути, используемые в математике. Обучение или частные уроки могут помочь в лечении дискалькуляции у взрослых, а также дислексии у взрослых.

Каковы перспективы для людей с дискалькулией?

Дискалькулия поддается лечению, и ранняя диагностика может существенно повлиять на то, как человек, у которого она есть, изучает математику. Для людей с дискалькулией может быть сложнее изучать математические понятия, но это ни в коем случае не невозможно.

Дискалькулия относится к неспособности к обучению, что затрудняет изучение математических понятий. Людям, страдающим дискалькуляцией, возможно, придется использовать другой подход к изучению математических понятий, продвигаясь медленнее, когда они сталкиваются с новым материалом.

Источник: https://poznanie-mira.ru/diskalkuliya-prichiny-simptomy-lechenie-diagnostika/

Что такое дискалькулия у детей и взрослых? Виды и признаки нарушений

Под дискалькулией понимают нарушение способностей к счетным операциям. Чаще всего этот недостаток проявляется в дошкольном возрасте. В случае возникновения дискалькулии ребенок просто не воспринимает математические символы. В некоторых случаях дети могут справляться со сложением и вычитанием, но, например, совершенно быть неспособными к умножению и делению.

У кого может возникнуть дискалькулия?

Наиболее подвержены этому нарушению младшие школьники и дошкольники. Родители начинают замечать, что ребенок плохо считает. Методы коррекции подбираются специалистами в индивидуальном порядке.

Как часто встречается дискалькулия?

По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями.

Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях.

В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Акалькулия и дискалькулия не одно и то же?

Нет, эти понятия принято различать. Например, отличия состоят в том, что ребенок, у которого выявлена дискалькулия, испытывает сложности в освоении арифметики.

Что касается акалькулии, то под этим термином понимают полное отсутствие способности к выполнению счетных операций.

Причинами акалькулии могут быть как сильные отклонения в психике, так и педагогическая запущенность или грубые нарушения в воспитании ребенка.

Почему появляется дискалькулия?

Различают три причины возникновения:

  • Психогенную
  • Органическую
  • Генетическую

В некоторых случаях несколько причин могут сочетаться между собой. Родителям следует помнить, что без четкого выявления признаков и причин дискалькулии, подобрать грамотные меры для устранения недуга практически невозможно.

Рассмотрим каждую причину возникновения дискалькулии в отдельности

Психогенные нарушения характеризуются отрицательным или вовсе негативные отношением ребенка к арифметическим операциям. С чем это может быть связано? Например, с давлением от родителей и учителей в процессе обучения азам. Физические наказания за плохие оценки, конфликты между учителем и ребенком тоже можно отнести к психогенным причинам.

Генетические причины дискалькулии встречаются у младших школьников и дошкольников, у родителей которых встречались аналогичные сложности с арифметическими действиями.

К сожалению, ученым пока не удалось отыскать ген, который отвечает за способности к сложению, вычитанию, умножению и делению.

Но ряд специалистов все чаще говорят о генетической природе данного расстройства и ведут активные исследования в этом направлении.

Органические причины дискалькулии связаны с определенными нарушениями в строении и работе некоторых участков головного мозга. В данном случае речь идет об областях мозга, которые отвечают за способность воспринимать и анализировать полученную информацию.

Как могут возникнуть такие причины дискалькулии? Вариантов немало. Это могут быть последствия воздействия на плод во время беременности или травмы в процессе родов. Как правило, органический тип дискалькулии плохо поддается коррекции и встречается даже у взрослых людей.

Дискалькулия и мозг

Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды.

Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету. Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации.

Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.

Какие основные типы дискалькулии встречаются?

  • Графическая дискалькулия. Человек испытывает сложности в написании чисел и других символов. В этом же случае наблюдаются сложности в восприятии геометрических фигур.
  • Практогностическая. Абстрактные математические понятия не могут быть переведены в реальные примеры. В результате ухудшается восприятия арифметических вычислений и человек испытывает сложности в их применении на практике.
  • Лексическая. Ребенок может воспринимать информацию о правилах и числах от учителей или родителей, но не может заниматься самостоятельно, поскольку не может воспринимать математические знаки с помощью чтения.
  • Вербальная. Числа и математические понятия не воспринимаются или недостаточно хорошо воспринимаются на слух. При этом сохраняется способность выполнять письменные задания.

Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.

Как диагностировать симптомы дискалькулии?

Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время.

Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике.

Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.

Как лечить дискалькулию?

Схема лечения зависит от типа дискалькулии или их комбинации. В лечение могут быть включены специальные упражнения на вычисления, упражнения на ориентацию в собственном теле и пространстве, заучивание стихов.

В некоторых случаях невролог или психолог может назначить антиоксиданты или ноотропы.

Если использовать комплексный подход к лечению и грамотно выполнять все рекомендации специалиста, то можно с уверенностью говорить о том, что дискалькулия может легко поддаваться лечению не только у детей, но и у взрослых.

Улучшить способности к счету можно и с помощью специальных тренажеров. Сложение, вычитание, умножение и деление — если регулярно тренироваться, все эти математические операции можно выполнять в уме.

Источник: https://blog.wikium.ru/chto-takoe-diskalkuliya-u-detej-i-vzroslyh-vidy-i-priznaki-narushenij.html

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

К развитию патологии приводят:

    • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
    • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
    • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
Читайте также:  Туберкулез кишечника - причины, симптомы и лечение

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга.

К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы.

Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

    • нарушение в обработке зрительной информации;
    • пониженная концентрация внимания;
    • нарушение логического мышления;
    • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

    • сложности с различением и написанием цифр;
    • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
    • нарушения координации тонких движений;
    • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
    • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
    • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
    • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
    • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

    • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
    • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
    • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
    • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
    • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
    • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
    • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

    • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
    • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
    • сравнить два числа;
    • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
    • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
    • проанализировать схему тела человека;
    • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

    • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
    • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
    • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
    • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
    • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
    • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
    • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии

  1. Ребенок не понимает структуру числа;
  2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
  5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  6. Не может запомнить математические термины.
  1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях. Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие). Они проводят комплексный курс коррекции дискалькулии, развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля.

Читайте также:  Микроцефалия: причины, признаки, симптомы и лечение

Источник: https://simptomi.online/bolezni/detskie-zabolevaniya/diskalkuliya-simptomy-i-lechenie.html

Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

Что за болезнь — Дискалькулия? Каковы причины ее возникновения? Признаки и симптомы дискалькулии. Способы лечения и методы профилактики дискалькулии.

Дискалькулия — это нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий. Данное явление чаще всего свойственно детям, но и у взрослых возможно диагностирование такого заболевания, как дискалькулия.Нередко таких больных начинают считать умственно отсталыми или слишком ленивыми. В результате этого они оказываются в классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, такое состояние надо диагностировать и лечить своевременно.

Второе название дискалькулии – специфическое расстройство арифметических навыков. Под ним это явление занесено в МКБ 10 с номером F81.2. В большинстве случаев нарушение является не симптомом какого-либо психического отклонения, а самостоятельной проблемой.

В основе болезни лежит полное отсутствие возможности оценивать количество предметов без специального подсчета (на глаз). За данную функцию в организме отвечает внутритеменная борозда. У лиц, которые страдают от нарушения, данная зона мозга меньшего размера. Нередко у них также присутствует и дислексия.

Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.

Генрих Гейне ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.

Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий. Дискалькулия — проблема счета, сравнения чиселПри заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.

Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе. В зависимости от возраста больного проявления патологии различаются. На это следует обращать внимание при диагностике нарушения у человека.Общая симптоматика нарушений в большей или меньшей степени появляется у больных в любом возрасте. Это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, но при правильной терапии, которая проведена еще в детстве, оно выражено незначительно.

Общая симптоматика нарушение такая:

  • сложности в вычислениях;
  • сложности при определении числа предметов на глаз (их требуется считать поштучно);
  • затруднения при счете и планировании времени;
  • некоторые нарушения координации;
  • затруднения при восприятии характеристик больше и меньше;
  • в большей или меньшей степени непонимание математических действий;
  • некоторые сложности при написании цифр и их названии вслух;
  • непонимание процесса, как можно решать задачи при отсутствии наглядных примеров.

Специфические проявления нарушения, свойственные определенным группам по возрасту, также имеются.Нарушение у детей начинает проявляться с возраста 4-5 лет, когда начинается первое освоение арифметических действий и цифр. В зависимости от формы заболевания и его степени невозможным оказывается обучение арифметике полностью или только ее частям.Во время уроков такой ребенок не воспринимает информацию, которая связана с арифметикой, и не понимает, как можно проводить какие-либо операции с числами.Наиболее яркими симптомы нарушения становятся у младших школьников, когда нагрузка на больного возрастает и ему требуется усваивать большие объемы информации, в том числе математической. При отсутствии терапии состояние сохраняется и при дальнейшем обучении в средней и старшей школе. Для нормальной взрослой жизни ребенку следует строить будущее с выбором профессии, которая не будет связана с математикой.Еще в дошкольном возрасте заподозрить наличие дефекта можно, если ребенок позже сверстников стал понимать, что такое цифры. Также у него отсутствует способность измерять предметы и сравнивать их размеры (выбрать большее и меньшее больной не может). Может наблюдаться спутанность в понимании сторон правой и левой.Если у взрослых состояние дискалькулия развивает неожиданно, то это является поводом для срочного обращения за медицинской помощью, так как, вероятнее всего, это один из симптомов угрожающего жизни состояния, которое начало развиваться и привело к поражению головного мозга.Вызвать такое явление могут инсульты, травмы головы, опухолевые образования и кисты. Во всех этих случаях при своевременном начале лечения вероятность благоприятного исхода для больного высокая.Если же заболевание присутствовало в детстве, во взрослой жизни оно сохраняется, но в значительно меньшей степени при условии, что проводилось лечение. При этом у человека могут возникать сложности при определении расстояний, планировании времени и вычислении значительных сумм.

Для обеспечения комфортной жизни такого больного родители должны определить для него еще в детском возрасте то, как он будет обращаться с деньгами, чтобы он мог выполнять простые операции, и подобрать ему специальность, которая исключает математику.

Вся жизнь — это решение задач и подарки за их решения.Айшек Норам В зависимости от того что вызвало неприятное явление, выбирается и наиболее эффективный метод коррекции состояния.Главный фактор, вызывающий заболевание, – это неразвитость внутритеменной борозды.

Такое состояние вызывают определенные причины, к которым относятся:

  • недоношенность;
  • кислородное голодание плода в процессе родов;
  • тяжелый токсикоз у матери при беременности;
  • генетические патологии, приводящие к нарушению в строении головного мозга;
  • неправильное питание матери в период вынашивания ребенка;
  • травмы головы у ребенка в раннем возрасте, в том числе и родовые;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • новообразования в мозге;
  • органические поражения мозга.

Также состояние может развиваться на фоне общей задержки развития и при наличии психотравмирующих факторов. Кроме этого, спровоцировать дискалькулию может и тяжелое психоэмоциональное потрясение, которое появилось в период первичного освоения арифметики из-за тяжелого принуждения и наказаний. Математика — проблема для детей с дискалькулиейЛечением нарушения занимается логопед-психолог. Занятия по коррекции состояния проводятся в группах или индивидуально в поликлинике, или детском саду. Достаточно часто бывают созданы группы для лечения таких детей на базе центров, которые занимаются социализацией детей с умственной отсталостью.Терапия проходит при помощи упражнений, которые в игровой форме учат ребенка правильно считать. Обязательно и развитие речи пациента.При коррекции применяются различные упражнения, которые помогают научиться визуально воспринимать числа, понимать их звуковые названия и осваивать принцип арифметических действий.

  1. Игра с часами. Ребенок должен перемещать стрелки от цифры к цифре, проговаривая следом за логопедом название каждой из них. Постепенно ребенок сможет связывать внешнее обозначение цифры и ее название.
  2. Определение размеров. Ребенок складывает кучки из кубиков и после должен определить, в какой из них предметов больше. При успешном выполнении задания он получает поощрение.
  3. Игра в магазин. Ребенок играет роль продавца. Игра проводится не только на занятиях, но и дома.

Для снижения вероятности появления нарушения требуется вести правильный образ жизни в период беременности и грудного вскармливания. Если у ребёнка появляются сложности при обучении счёту, необходимо срочно показать его специалисту.

Дискалькулия – это заболевание, которое требуется лечить. При этом состоянии часто у ребенка нет отставаний в учебе по предметам, в которых нет необходимости проводить вычисления.

У взрослых состояние может развиваться на фоне повреждений мозга. В зависимости от того какие из них имеют место, проводится терапия. Прогноз при своевременном начале лечения обычно благоприятный.

Столкнулись с дискалькулией? Поделитесь своим опытом лечения в х.

Холод Виктория · 11 мар, 2019

Источник: https://PsyMod.ru/2717-diskalkulija-chto-jeto-za-bolezn.html

Дискалькулия — что это такое, симптомы и методы коррекции речевого нарушения

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные.

Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.

Читайте также:  Липодистрофия: причины, симптомы и лечение жировой дистрофии

Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника.

У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры.

Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий.

Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком.

Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов.

Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий.

Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/diskalkuliya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector